Мария Монтессори — итальянский врач и всемирно известная создательница системы образования, которая основана на идеях свободного воспитания. Педагогика Марии Монтессори считается одной из старейших методик, в которой первостепенно используется самостоятельность и активная социализация.
Она направлена как на психическое, так и на физическое развитие детей. Сегодня систему применяют во многих детских садах, школах и центрах, где проводятся занятия с применением основных принципов Монтессори. Редакция «Со Вкусом» подготовила 15 цитат Марии, которые тронут каждого родителя, независимо от того, по какой системе он растит своего малыша.
Краткая история появления
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в XIX веке, которая разработала собственную педагогическую программу. Она считала, что, независимо от возраста, между людьми должна сохраняться справедливость, должны учитываться все пожелания и стремления.
Во время работы в детской психиатрической больнице женщина постоянно поддерживала общение с детьми с особенностями в развитии. Мария очень переживала, что их никто не развивал, а ведь необходимое образование должно быть у всех.
Вскоре Мария Монтессори начала тщательно и углубленно работать над собственной методикой развития детей. Первоначально она была предназначена лишь для малышей с задержкой в развитии. Однако, после того как она поняла, что система успешно работает, Мария адаптировала ее под всех детей.
Основные принципы
«Помоги мне сделать это самому» — основное правило программы Монтессори. Его суть заключается в том, что взрослый родитель/воспитатель разобрался в том, чем интересуется ребенок, создал базу для занятий и научил ее правильно использовать. Среди главных принципов Монтессори можно выделить:
- В системе отсутствуют любые запреты и критика. Если ребенок ошибается, не нужно его унижать и критиковать. Он должен дойти до всего самостоятельно.
- Система разделена на группы по возрасту. Старшие ребята обучают младших, так у первых формируются лидерские навыки. Младшие дети должны помогать друг другу. Так у них формируется чувство заботы, дружбы и полноценной взаимопомощи. Они учатся сотрудничать друг с другом и устранять все недопонимания.
- Подготовленная среда — это зоны естествознания, практической жизни, языковая, сенсорная и математическая части. Нужно обеспечить полную свободу обучения без ограничения мышления, действий и чувств.
- Взрослый при обучении занимает второстепенную роль — он должен быть другом-помощником (без навязывания своего мнения).
- После прочтения книги ее надо поместить на полку, а игрушки положить на их место. Таким образом проводится приучение детей к порядку.
- Главный упор делается на улучшение мелкой моторики и чувств. Наибольшие силы должны быть направлены на сортировку и нанизывание предметов, угадывание их на ощупь.
- У ребенка должна вырабатываться самостоятельность. Книги должны размещаться на полках так, чтобы была возможность их взять и поставить на место. Так же как и все пособия должны быть в единственном экземпляре, чтобы дети могли между собой договориться.
15 заповедей Марии Монтессори по воспитанию и образованию детей
- Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге для плохого не будет оставаться места. Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Не говорите плохо о ребенке — ни при нём, ни без него.
- Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже всё нашел.
- Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
- В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер. Предлагайте ему лучшее, что есть у вас самих.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым, он учится находить в этом мире любовь.
- Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
- Если ребенку демонстрируют враждебность, он учится драться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым.
- Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
- Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.
- Если ребенка часто подбадривают, он приобретает уверенность в себе.
- Если с ребенком честны, он учится справедливости.
Помните, родитель — самый первый и самый важный пример для ребенка. Нельзя требовать, чтобы подросток не ругался бранью, если ее употребляют отец или мать. «Вынь бревно из своего глаза, и ты достанешь соринку из глаза ребенка», — один из главных постулатов мудрой Марии Монтессори. Знали ли вы об этой системе раньше? Как считаете, данная методика подходит всем, или есть исключения?